Содержание

другие

Главная » ... » За Порогом НеДома » Переправа переправа - берег левый берег правый
Переправа переправа - берег левый берег правый
ДИСТАНЦИЯ: 65 КМ | ПОГОДА: СОЛНЦЕ

Продолжу описание бесконечно длинного таманского дня. После часа отдыха близ винзавода мы направили свои помыслы и велосипеды к самой крайней точке государства российского в этих краях. В планах было успеть на вечерний паром в Крым. Расстояние было небольшим порядка 60ти километров, погода благоприятствовала и ничто не мешало нам совершить задуманное. 

Ехали достаточно быстро лишь пару раз остановились около фруктово овощных развалов близ трасс. Надо сказать, что фрукты крайне дешевы на Тамани. Если уж усатые кавказцы торгуют арбузы по 3 руб за кг , а дыни от 7 руб - то наверно берут их еще раза в два дешевле .

Но нам и три рубля показалось почти даром. К тому же Кузьмин и тут урвал халяву. Позади прилавка под сенью деревьев на столе стоял початый арбуз и хозяин любезно предложил отведать его. 

Я человек немолодой и мнительный - и крайне негативно отношусь к надрезанным неизвестно кем и неизвестно чем бахчевым.  Известно, что частые случаи отравления происходят именно при покупке такого рода арбузов и дынь. Болезнетворные микроорганизмы  попадают на мякоть с кожицы или ножа и прекрасно себя чувствуют во влаге и сырости. К тому же арбузы продавцы никогда не моют прежде чем отрезать. И вообще нельзя нарушать главный принцип велотуризма: ВСЕ МЫТЬ. 

Но Андрею этот факт был разумеется по барабану. Он надеялся на авось и бактерицидное действие кубанского винца. Так мы и расположились рядышком - он лопал хозяйский арбуз, а я приобрел маленькую дыньку.

Самое смешное, что в результате Андрей ехал преспокойно до самого Крыма, а мне приходилось то и дело искать придорожные кусты, с которыми кстати в тех степных краях тоже проблема. Вот и верь после такого науке)))  Но все обошлось к счастью.

Жаль мы на Тамани были всего день - сюда стоит приехать не только ради моря , а чтобы вдоволь накушатся даров природы.

 

drlightbox

 

Однако время поджимало и вскоре колеса наших байков заехали на косу Чушка. Уже в самом ее  начале располагался первый форпост пограничников и хмурый боец проводил нас долгим подозрительным взглядом.

Коса Чушка — это полуостровная коса, расположенная на севере Керченского пролива. Начинается у мыса Ахиллеон и тянется на юго-запад в сторону Черного моря. Длина косы составляет почти 18 км. Западный берег косы прямой с уютными пляжикамси, от восточного отходят к югу многочисленные длинные отростки.  Параллельно автодороге проложена железная.  Тут много всяких редких птиц и растений.

 

drlightbox

 

И конечно деятельно порта Кавказ наносит существенный ущерб экосистеме. В 2007 году тут вообще во время шторма произошел разлив нефти с танкера.  

 

К морскому порту мы подъехали около семи часов вечера и тут же купили билет на ближайший рейс.  Пришлось правда поторчать пару часов в ожидании парома.

Надо сказать весь наш поход прошел под знаком имени Валера, которое нас буквально преследовало в том или ином виде на протяжении всего пути.

Здесь мы познакомились с первым из них. Валере из города Саров было 68 лет. Сухонький мужчина (дедом его не назовешь) ехал на гибриде из своего города в Ялту к сыну.  По его словам он делал по 200-250 км в день.  Мы по сравнению с ним казались тихоходными старперами. Более того у него не было ни горелки ни даже столовых приборов, а только кошелек) Вот как надо путешествовать! - не упустил случая подначить меня мой друг. Ему всю дорогу не давал покоя тот факт, что он возил в рюкзаке кучу каш, которые, благодаря ему, мы ели не очень активно.

Ну вобщем Валера присоединился к нам на некоторое время.

 

drlightbox
drlightbox

Наконец подали паром. Конечно путешествуя по Скандинавии и насмотревшись Балтийских паромов не сильно впечатляешься керченским) 

На борту таможенники раздавали миграционные карты для счастливых обладателей внутренних паспортов России. Ну а мне, имевшему загран,  такая возня была ни к чему.  

В летнее время паромы ходят почаще, но даже это не спасает от длительного ожидания. Народ пишет, что теряют тут порой целый день.

Казалось бы вот она проблема! И тут нужен мост. Но не все так просто с ним) Тут переплелись полтические , экономические и даже природные проблемы.

На самом деле мост через Керченский пролив существовал! И даже функционировал около трех месяцев. И было это в 1944 году. 

 

drlightbox drlightbox

 

Но обо всем по порядку.

В начале 20го века мост собирался строить и император Николай II , Крым был любимым местом отдыха царя  и прочих вельмож. Но замыслам помешала Первая Мировая война.

В годы Великой Отечественной войны Крым был захвачен фашистами. Тогда еще ничто не предвещало их разгорома и немцы по своему обыкновению собирались тут устроиться всерьез и надолго.  Нужна была качественная переправа для войск и грузов.  Есть разные свидетельства на этот счет. По одним  - мост задумал еще Сталин и перед войной туда начали свозить стройматериалы.

По другим - это чисто иницатива фашистов. В 1943 году он приказал министру вооружений Альберту Шпееру приступить к его сооружению для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта. Гитлер не сомневался в успехе и хотел перебросить в Кубань войска и технику для похода на Индию. Немцы стали свозить в Керчь металлические конструкции, цемент и прочие строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады запретили -- Сталин планировал захватить Крым и довести до конца начатое немцами строительство.

Во всяком случае немцы мост построить не успели, но зато соорудили канатную дорогу, по которой перепавляли грузы - на сохранившемся видео эта дорога хорошо видна. Летом и осенью 1943-го с ее помощью ежедневно перебрасывали по 500–800 тонн груза.

С этой канаткой вообще все интересно .  Перед отступлением немецкие войска почти полностью разрушили это сооружение. Но как только Тамань была освобождена, а в восточной части Крыма высажен десант, советские инженеры вновь занялись соединением двух берегов Керченского пролива.  

Для восстановления дороги было использовано оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог в Грузии. Хотя на самом деле канатную дорогу через пролив нужно было не столько восстанавливать, сколько строить заново. По свидетельствам "строительство это было не из легких: море постоянно штормило, строительные плоты раскачивало так, что солдаты привязывались к ним веревками, чтобы их не смыло волной. Однажды плот с людьми унесло в Азовское море. Их искали несколько дней, спасли полуживых. Чтобы защитить людей от неприятельского огня, вдоль стройки курсировали катера и с наветренной стороны ставили дымовые завесы. Дым разъедал глаза, мешал работать, но иного выхода не было."


В феврале 1944-го канатная переправа над Керченским проливом снова начала действовать. Протяженность ее была 5100 метров, работало на ней 150 грузовых вагонеток. Правда, суточная производительность советской дороги составляла только 300 тонн, но все же несколько недель канатная дорога являлась единственным средством доставки грузов на крымский берег.

После освобождения Крыма керченской канаткой не пользовались. Вновь вспомнили о ней осенью 1944-го, когда советские войска овладели северо-восточными склонами Карпат. Канатную дорогу было приказано демонтировать и установить на одном из труднодоступных перевалов. Но пока канатку разобрали и доставили в Карпаты, надобность в ней уже отпала: наступающие войска к тому времени ушли далеко вперед.

 

 

В 1944 году советские войска с треском вышибли фашистов из Крыма, и на берегах Керченского пролива закипела работа. Мост длиною 4,5 километра был построен за 6,5 месяца.    Строили мост, в частности, заключенные, многие из них осенью 44-го замерзали прямо на мосту, трупы сбрасывались в воду. Важнейшим стройматериалом моста, включая часть опор, было дерево. Его завезли сюда еще немцы, осуществив для этого массовые вырубки в крымских лесах. Полную длину мостового перехода образовали 115 однотипных 27-метровых пролетов, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного отверстия над фарватером крупных судов, а также эстакады и каменные дамбы у берегов. Строительные работы носили невиданный размах. Потребовался целый флот малых судов, чтобы доставлять людей к месту установки опор.

Первая свая была забита 24 апреля 1944 г., а 3 ноября 1944-го по мосту уже прошел первый поезд от станции Крым до станции Кавказ.

В ноябре 1944 года мост приняли во временную эксплуатацию. В феврале 1945 года по мосту прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции.

 Принимавшая объект комиссия отметила, что «коллектив... поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки». Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение 116 ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 года.

Но тут вмешалась природа. Зима выдалась лютой и на Азове намерзло много льда, который при потеплении двинулся из Азова через Керченский пролив. Естественно встретив на пути опры построенного моста. 


drlightbox
drlightbox

 

Говорят, тысячи жизней отобрало тогда море. Главный инженер строительства Иван Цюрупа просил у ставки четыре ледокола, бомбардировщики, но все было напрасно — лед не раскрошили даже бомбами, он разрушил мост.  Под напором льда 50 из 115 опор моста рухнули, увлекая за собой пролеты. Удивительно , но Сталин никого не расстрелял после этого, якобы сказав, что виноват он сам.  Сохранилось 73 опоры, эстакада и земляная дамба. Восстанавливать мост не стали. Остатки опор мешали судовому движению многие годы. Еще в 1968 году продолжалась ликвидация в районе Керчь-Еникальского судоходного канала сохранившихся остатков опор

После окончания войны мост обследовала специальная комиссия, которая приняла решение о проектировании капитального высокого моста стоимостью около двух миллиардов рублей. Представляя Сталину проект, заместитель наркома путей сообщения И. Гоциридзе заметил: "Товарищ Сталин, это будет царь-мост". Иосиф Виссарионович, подумав, ответил: "Товарищ Гоциридзе, мы царя свергли в 1917 году". И вместо моста была построена паромная переправа".

Которая работает и по сей день.

А новые проекты моста появляются с завидной регулярностью последние двадцать лет.  Последнее постановление о строительстве было подписано Януковичем и Медведевым. Мост должен быть готов к Олимпиаде в Сочи 2014 года. 

Но кто в это поверит) У нас в Уфе поземный переход строят два года) А тут мост! Длиной не менее 5 км. (Для сравнения самый длинный мост из существующих на территории СНГ - в Хабаровске через Амур - 2,4 км)

Строительстов моста даже если начнется будет связано с множеством трудностей. Это и структура дна пролива - там огромный слой ила, который перемещается к тому же. Это и сейсмичность района. Это и требования к высоте опор - дабы под мостом беспрепятственно могли проходить буровые станции в Азов.  Проблем много - мост будет очень дорогой , а окупится или нет еще вопрос. К тому же пострадает природа близлежащих к мосту мест.

Мы плыли в темноте. Находится на открытой палубе парома было весьма прохладно. Возможно именно там и продуло моего друга Андрея. 

Паром идет минут 20-30 - даже насладится не успеваешь и вуаля уже Порт Крым.

По старой советской традиции таможня устроена так чтобы как можно больше унизить людей, которые впрочем с энтузиазмом играют по этим правилам. Когда паром входит в гавень и его аппарель опускается на причал - начинается увлекательное  развлечение Забег на короткую дистанцию. Люди стартуют и несутся сломя голову к таможенному окошку. Когда граждан много выглядит это удручающе.

Но нам повезло - мы оказались  в привелигированном положении ) С велосипедами тягаться в скорости пешеходам проблематично. И потому, втопив педали до отказа, мы приехали почти первыми) Нас опередил паренек с большим рюкзаком - лось еще тот окзался) Да и то потому что знал куда бежать. А мы держались  за ним.

Таможню прошли быстро - поменяли деньги на гривны и отправились искать место ночлега. Я честно говоря не понимаю, как Андрей ориентируется в кромешной темноте. Однако, немного поплутав, мы выехали на отличный пляжик неподалеку от порта. Валера был с нами.

Красоту места удалось оценить лишь наутро. 

 

drlightbox drlightbox

 

drlightbox drlightbox
Яндекс.Метрика
Веломагазин Меридиан-Байк - доставка велосипедов по всей России