Содержание

другие

Главная » ... » За Порогом НеДома » Тяжелый песок
Тяжелый песок
ДИСТАНЦИЯ: 49 КМ | ПОГОДА: СОЛНЦЕ

drlightbox

 

Выезд из Витязево состоялся в районе 5 часов вечера.   Мы решили форсировать участок до Таманского полуострова по берегу .  Здесь располагались два лимана отделенных от Черного моря узкими песчаными косами. Их то и хотелось посмотреть вблизи. 

Сразу за Витязево находился Витязевский лиман.

Витязевский лиман полностью отделен от моря и представляет собой замкнутый бессточный водоем. Лиман имеет форму сглаженного треугольника площадью 64 км2 с максимальной глубиной 1,5 - 2 м. Под биопленкой залегают темно-серые, местами ярко черные илы с запахом сероводорода. Это и есть лечебная грязь - она насыщена множеством активных микроорганизмов. Она мягкая, пластичная на ощупь, легко мажется и смывается с рук. 

Когда то это был залив Черного моря. А ныне большое соленое озеро, которое питается одной маленькой речкой Гостагайка. В засушливые года лиман подсыхает и гниющие микроорганизмы источают приятный сероводородный запашок.  Существуют проекты либо по полному осушению лимана и стройке домов на его месте, либо наоборот превращению его снова в залив, посредством прорытия косы и организации внутри него новой курортной зоны с пляжами, яхтами и дорогими отелями. 
 

drlightbox


Ну а пока этого не произошло мы могли беспрепятственно форсировать песчаную Витязевскую косу.

Сразу за селом начинается царство ПЕСКА.

Коса обычно делится на 3 части — пляжную (длиной около 100—150 м) по обеим краям косы и дюнную, занимающую её центральную часть. В 3 км к северу от Анапы, в районе Бимлюка, в результате ветровых нагонов появляются первые песчаные дюны — кучугуры.  

Ехать стало почти сразу невозможно, хотя ближе к лиманной части косы проложена грунтовая дорожка. Но ветра занесли ее песком и только отдельные ее участки представляют из себя твердую почву.  Мы бросили байки и пошли на разведку и сразу увидели несколько буксующих завязших в песочном плену машин.  Люди пытаются проехать сюда на своих повозках в поисках безлюдного места коих тут 40 км почти) И благополучно встревают по самое днище. Кругом понатыканы презабавнейшие таблички: "Буксир" и "Найду ваши ключи" с телефонами

Впрочем если вы обладатель полноприводного джипа а-ля Трофи рейд , то вам все это по барабану - и песок и буксиры)

Однако наши велосипеды таковыми не являлись и ехать на них было невозможно. Пришлось тянуть их волоком. И только изредка ехать своим ходом на участках не переметенных песком. За два часа мучений мы не особо отдалились от Витязево - уже темнело и было решено заночевать на берегу. Пришлось свернуть с дорожки и тащить велы через дюны к черноморскому побережью. Там Андрей выбрал неплохое местечко среди какого то бывшего капища из камней и торчащих палок.  Я предлагал укрыться от ветра подальше от воды в дюнах , но Андрей настоял на береге. И в этот раз оказался прав) Несмотря на ветер, который впрочем стих к ночи у воды было лучше. А дюны мы использовали по другому назначению. Впрочем видимо не только мы)

Великолепный ужин с видом на огни Витязево и Анапы (бухта тут делала плавный изгиб и они были видны как на ладони)  прекрасно дополнил насыщенный впечатлениями день.  


drlightbox
drlightbox

 

drlightbox

 

drlightbox drlightbox

 

drlightbox

 

drlightbox drlightbox


Море в районе Анапской косы мелководно и хорошо прогревается солнцем. Поэтому температура воды здесь летом в среднем на 2—5 градусов выше, чем на других, более глубоководных черноморских курортов к югу.   Однако мелководные воды косы могут быть обманчивы. Вдоль берега расположено несколько рядов так называемых меляков — постоянно меняющися подводных песчаных кос, в которых во время отлива образуется так называемый «тягун» или отбойная волна с быстринами, которые представляют опасность для незнакомых с морем людей. 

Отбойная волна - одно из видов морских и/или океанических прибрежных течений, с направлением под прямым углом от берега. В этом месте образуется быстрина, по которой вода устремляется обратно в море с большой скоростью (до 2,5-3,0 м/сек), образуя как бы реку посреди моря и может утянуть купальщика. Помнится был случай на Азове в районе Ейской косы, когда погибли отдыхающие школьники как раз из за подобного явления.

С утра пришлось вновь вернуться на дорогу вдоль лиманной части. Поначалу она была боле - менее (видимо в широкой части косы ветер не мог нанести много песка на нее), а потом испортилась.  Иногда приходилось спешиваться.

Потратив изрядное количество сил на езду по столь отвратительному покрытию (стиральная доска пополам с песком) мы с Андрюхой наконец выехали к Благовещенску.  Где мой напарник вкусил очередного местного  фальшака из деревянной бочки, а затем мы зависли в придорожном кафе, где плотно отобедали и весьма неплохо. 

Каждый раз когда я вижу киоск с разливным вином  моему богатому воображению предстает картина - как позади стенки в которую вмонтированы бочонки стоит усатый волосатый абрек и в большом чане помешивает свое пойло, изредка добавляя туда то какой то порошок из коробки, то жидкость из пузырьков, а потом с помощью заусенчатой грязной воронки разливает полученное вино по всем бочонкам.

А между тем с противоположной стороны за прилавком стоит Кузьмин и, блаженно закатив глаза причмокивая задумчиво произносит: Эх хороша чача!  И словно эхом витает вокруг: Фальшак-Фальшак! А Кузмин - Да фигня все это! что я от настоящего не отличу!!! 
И абрек за стенкой вторит раскатисто : Настоящее! Настоящее! Вах!  и снова хватает воронку.

 

drlightbox drlightbox

 

За Благовещенском располагается еще более крупный лиман - Кизилташский. Точнее их там целая агломерация лиманов соединенных между собой. Кизилташский самый большой . К нему на юге примыкает Бугазский лиман номинально отделенный от Кизилташского косой Голенькая. И на северо-западе лиман Цокур. Нам предстояло преодолеть еще одну песчаную косу отделяющую Бугазский лиман от Черного моря. Бугазская коса совсем узкая  длиной около 12 километров и шириной 250—300 метров. Совершенно безлюдная в центральной части - чумовое местечко. Пляж с мельчайшим песком длиной 12 километров. Много рапанов выброшенных на берег - я набрал кучку на падарки.   

Тут все занимаются кайтингом - с обоих концов косы, там где возможен подъезд на автомобилях расположены центры проката и обучения

 

drlightbox

 

drlightbox drlightbox

 

drlightbox drlightbox

 

drlightbox drlightbox

 

В центр косы заехать проблематично - только на проходимых джипах. Дорога, которая там идет вдоль невысоких дюн с лиманной части еще хуже чем на предыдущей косе. Из за узости этой полски суши она вся переметена песком. Пять метров едешь - двадцать идешь пешком. Плюс какие то мухи достают и комары. Ну и жара. В конце концов мы не выдержали и решили идти по кромке воды со стороны Черного моря. На беду было небольшое волнение и волны накатывались на берег.  Андрей бодро шел впереди и энергично катил свой байк. А у меня был сущий кошмар. Заднее колесо под тяжестью велорюкзака зарывалось в песок и приходилось силой приподнимать зад велоспеда чтобы он двигался.  Спустя какое то время я  немного приноровился. Дело в том что песок уплотнялся в момент отката волны.  Волны на море имеют неодинаковую высоту. Бытует мнение , что девятая волна самая большая.  Это происходит из за интерференции (наложения) нескольких волн Не знаю как насчет именно девятой но факт был очевидным.  В результате я выжидал момент после отката самой большой волны (когда песок уплотнялся) . У меня было несколько секунд до следующей большой волны и я почти бегом двигался по берегу. В этом момент заднее колесо практически не проваливалось. потом останавливался и ждал следующего благоприятного момента.

Однако все это капитально отнимало силы. Правая рука к концу косы висела как плеть) 

Мы периодически останавливались чтобы передохнуть и искупаться.

До 2008 года существовал проект превращения Бугазской косы в экономическую рекреационную зону. Проект оценили в 8-9 миллиардов долларов, и планировали осуществить в 2009 году. Но на наше счастье помешал кризис. И пока тут дикарская вольница, а не шлагбаум и платный вход.

 

drlightbox drlightbox

 

drlightbox

 

drlightbox drlightbox

 

В центре косы есть пролив соединящий лиман с морем. Это так называемая Прорва или Рыбоводный канал.

 

drlightbox

По каналу весной рыба заходит на нерест в Кизилташский лиман, вода в котором прогревается гораздо быстрее, чем в Черном море, обеспечивая богатую кормовую базу. Осенью мальки уходят в море, которое остывает медленнее. Ранее канал через Бугазскую косу прокапывался ежегодно, сейчас это стационарное сооружение с автомобильным мостом. Там поблизости где то кефалевая ферма расположена.

Но мы решили перейти его вброд близ моря. Течение там довольно сильное, сбивающее с ног. И куча мальков в прозрачной воде. Однако мы справились , правда мой тяжелый вел и рюкзак пришлось переносить по отдельности.

Вообще конечно место ошеломительное) Но в жару там наверно сложно - укрыться негде, воды нет.  На машинах особо не проедешь. Пока мы шли не встретили ни одной. Если на это косе завязнешь - то только трактор вездеход спасет).  Тем не менее мусорок кое где присутствует - ну это обычное дело для России

 

drlightbox drlightbox

 

drlightbox drlightbox

 

drlightbox drlightbox

 

Под палящими лучами сентябрьского солнца два изможденных ветром и песком путника неумолимо приближались к краю Бугазской косы. Андрей оторвался далеко вперед и я мрачно думал, что все таки старею и силы уже не те что раньше.  Но уже почти у финиша предложил Кузьмину на время попробовать махнуться байками якобы чтобы оценить всю крутизну его Мериды . Андрей опромечиво согласился. 

Когда я толкнул по кромке берега его велосипед то был совершенно ошарашен - он просто летел сам вперед без малейших усилий и колеса не зарывались как у меня. Через 5 минут Кузьмин, вначале рьяно взявшийся за мой Швинн возопил , чтобы я его принял обратно.

Разница оказалась действительно колоссальной) Вкупе с гораздо большим весом и тонкими шинами мой байк оказался совершенно непригодным для таскания его по пескам)  Впредь это стоит учитывать. В результате я не получил того удовольствия от этого участка нашего похода которое мог бы получить - ибо идти по кромке моря в лишенной людей местности это просто мечта идиота)

 

drlightbox

 

Наконец мы добрели до пляжа поселка Веселовка. Интересна трансформация его названия. До революции он назывался Голопузивка, поскольку тут селилась голытьба да беднота. После ровлюции стал Красноселовкой (голытьба никуда не делась - только цвет сменила). потом его переименовали в Янтарь (но не потому что тут залежи, а просто местный колхоз так назывался) Ну и наконец теперь это Веселовка - раззудись плечо!!!! Беднота и гуляет - кругом полно джипов, в небе парят паруса кайтов под сто и более сотен тысяч рублей. Современная голытьба обзавелась деньгами)  А вот мусор за собой выкидывать и в туалет нормально ходить пока не научилась.

Вообще Веселовка негласный центр кайтсерферов Кубани, а также здесь проводятся различные фестивали.  В частности музыкальный фестиваль KUBANA. В этом году он проводился с 1 по 5 августа и собрал 150 000 человек за 5 дней. Интересно было бы посмотреть конечно, но были в этом месте на месяц позже. Состав участников фестиваля в разные годы можно глянуть тут http://ru.wikipedia.org/wiki/KUBANA - 90% из них мне неизвестны)

С холма перед поселком (тут расположен памятник бойцам Советской Армии) открывается неплохой вид на Бугазскую косу. И можно взглядом окинуть тот многокилометровый путь что мы прошли пешком меньше чем за день.  

 

drlightbox drlightbox

 

В Веселовке привал и набег на магазин - это святое) 

Поначалу мы хотели ехать и дальше вдоль моря в сторону мыса Железный Рог. Там наверно тоже красиво и интересно, но что то пески нас так обескровили что не сговариваясь решили ехать напрямую в Тамань. А те места оставить на как нибудь потом. 

Кстати чуть дальше мыса Железный Рог недавно был выстроен нефтегазовый терминал. Он вызывал бурные протесты экологов, ведь в случае аварии будет загажена вся уникальная акватория этой части полуострова. Но когда речь идет о больших деньгах разве слушают голос разума? Терминал был построен и кто то гребет теперь миллиончики. А современные пролетарии   веселятся неподалеку - им дела нет до природы и ее проблем. 

Вот как выглядит с космоса этот терминал

drlightbox

 

drlightbox drlightbox

 

Спустя пару часов мы вьехали в Тамань. Уже смеркалось и стоило поискать место ночлега, но где это сделать не выезжая за пределы города слишком далеко?

«Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России… Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил у ворот единственного каменного дома, что при въезде…Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности, и стал требовать казённую квартиру. Десятник нас повёл по городу. К которой избе ни подъедем, — занята… „Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к чёрту, только к месту!“ — закричал я. „Есть ещё одна фатера,…только вашему благородию не понравится; там нечисто!“…после долгого странствия по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря.  Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её, и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны… „

Удивительно, но почти по Лермонтову и совсем не плутая, судьба вывела нас нас к морю. Пришлось буквально протискивать наши груженые байки по узкой сдавленной по бокам глинистыми откосами тропинке.  Нашему взору открылся типичный таманский прибрежный пейзаж. Берег Таманского залива от мыса Тузла вплоть до станицы Тамань возвышенный и крутой. В среднем высота его колеблется от 15 до 30 м и состоит из песчано-глинистых отложений, местами с примесью ракушек, гальки, щебня.  Видимо море постоянно подмывает этот обрывистый берег и он постепенно обрушивается. Для его укрепления начали отсыпать набережную. На фото хорошо ее видно.  И Андрей не мудрствуя лукаво предложил поставить палатку именно там - ровная поверхность хоть и жесткая, да от тропы и людей подальше. Я как обычно не стал спорить с голосом разума и палатка была разбита.  Тогда мы еще не знали что произойдет на следующее утро и выбор места стоянки представлялся далеко не самым худшим вариантом в существующем положении.

 

drlightbox

 

И сумраком, и светлой русской тайной
Окутана вечерняя Тамань.
Рыбацкая лачуга, тополь старый
И сети серебристые – туман.

Звезда из облаков глядит на море, –
Там в этот час не видно никого, 
Но чудится, как будто на просторе
Белеет парус. Как тут без него?

И чудится, что это уже было 
В какой-то прежней жизни у меня –
Душа в душистых сумерках гостила
И грелась у высокого огня.

Высокий берег скоро морем станет –
Земля по крохам сыпется в туман…
Святым очарованием и тайной
Окутана прощальная Тамань!..

 

drlightbox

Яндекс.Метрика
Веломагазин Меридиан-Байк - доставка велосипедов по всей России